24.07.2007
Из всех типов коммерческой недвижимости торгово-развлекательные центры привлекают к себе наибольшее внимание. Для инвесторов такие вложения оказываются выгодными, потому они внимательно следят за изменениями на этом рынке, девелоперы также уделяют ему внимание, даже рядовые граждане оказываются вовлечены в этот процесс, отслеживая появление в городе новых ТРЦ. Аналитики называют этот сегмент коммерческой недвижимости самым динамичным на данный момент.
С каждым годом в России открывается все больше новых ТРЦ, однако считается, что этот рынок еще далек от насыщения. Среди его участников можно встретить как западные, так и отечественные компании. С одной стороны, на московском рынке явно лидируют отечественные сети – «Перекресток», «Пятерочка», «Мосмарт», «Эльдорадо», «Техносила» и т.д. С другой стороны, количество иностранных ритейлеров также немалое – «Ikea», «Ramstore», «Obi», «Spar» и др. Влияние иностранных компаний на рынок Москвы можно назвать очень значительным. Привнося свои технологии торговли, они способствуют развитию ее новых форматов, таких как «cash&carry» и «гипермаркет».
В Москве на данный момент существует около 85 крупных ТРЦ, которые располагаются в самых разных районах столицы, ведь обитатели каждого округа должны иметь возможность совершать покупки недалеко от дома. Торговые центры, расположенные в спальных районах, менее ликвидны, однако эти площади также являются достаточно привлекательными.
Однако есть районы, лидирующие по количеству ТРЦ. Например, район Третьего транспортного кольца, по мнению большинства экспертов, считается безусловным лидером по их количеству.
Все торговые центры можно разбить на несколько категорий, выделяют которые обычно по двум признакам: зона обслуживания и концепция торгового центра. Под зоной обслуживания понимают территорию, на которой проживает большая часть клиентуры ТРЦ, под концепцией — направленность ТРЦ, то, на какой тип покупки и на каких клиентов и арендаторов он рассчитан.
В зависимости от зоны обслуживания выделяют следующие группы торговых центров: микрорайонные, окружные, региональные, суперрегиональные.
Микрорайонный торговый центр занимается продажей товаров ежедневного спроса и оказанием мелких бытовых услуг. Типичная схема такого ТЦ — один якорный арендатор, как правило, магазин какой-либо крупной продуктовой сети, вокруг которого располагаются 10-15 некрупных операторов, занимающихся оказанием повседневных услуг. Основная масса клиентов такого торгового центра живет в 5-10 минутах езды от него.
Окружные торговые центры являются промежуточной категорией между районными торговыми центрами, которые могут развиться до формата окружных, и региональными, в которые, в свою очередь, могут вырасти окружные ТЦ. Особенностью формата является продажа товаров, не встречающихся ни в региональных, ни в микрорайонных центрах — например, инструментов для садоводства или ремонта.
Региональные центры предлагают основную группу товаров (одежда, продукты, мебель, предметы для дома), представленную в большом ассортименте. Суперрегиональные ТЦ отличаются от региональных только размерами. Если второй занимает площадь около 30-100 тыс. кв.м., то для первого нужно от 50 до 150 тыс. кв. м, пропускная способность суперрегиональных торговых центров — от 300 тыс. человек. Оба этих вида ТЦ предлагают покупателю на выбор несколько разных брендов одной группы товаров, предоставляя возможность сравнить их между собой, не покидая здания.
Концепция ТРЦ — это ориентация его на определенные группы покупателей и арендаторов. Например, торговые дома моды размещают на своей территории исключительно арендаторов, занимающихся продажей одежды.
Формируют определение торгового центра, соединяя его характеристики по направленности и зоне обслуживания.
Например, региональный торговый центр бытовой техники — это торговый центр площадью от 30 до 100 тыс. кв. м, ориентированный на обслуживание покупателей, приезжающих со всего города или даже региона, предлагающий на выбор сразу несколько компаний-продавцов бытовой техники.