24.12.2009
Год за годом среди москвичей растет популярность загородных коттеджей. Жить за пределами мегаполиса не только престижно, но еще и комфортно – чистый воздух и тишина этому только способствуют.
Но, не смотря на универсальные требования к инфраструктуре коттеджных поселков, не все они отвечают растущим запросам своих жителей.
Семь раз посчитай, один – построй
Начиная строительство коттеджного поселка, каждый девелопер должен четко понимать, оправдают ли себя затраты на создание внутренней инфраструктуры или нет. Суть в том, что общие затраты на строительство покрываются за счет продаж. А это значит, что чем богаче внутренняя инфраструктура проекта, тем дороже стоят его дома.
Чаще всего рекламные проспекты будущих коттеджных поселков обещают неслыханные блага – яхт-клубы, детские и спортивные площадки, магазины и рестораны, конноспортивные и развлекательные заведения. На деле же порой оказывается иначе: денег на строительство не хватает и девелопер отделывается минимальным набором: охрана, КПП, аптека и продуктовый магазин со сказочными ценами, детская площадка и какой-нибудь общепит. За всеми остальными услугами жителям приходится ездить либо в город, либо в соседний населенный пункт.
Такие кардинальные изменения особенно сильно коснулись тех проектов, которые оставались на первой стадии строительства в тот момент, когда в мире разразился кризис. Спрос на дорогую недвижимость резко упал, и многим девелоперам пришлось в срочном порядке менять концепцию. Таким образом, за счет удешевления строительства и сокращения инфраструктуры, многие поселки перешли из разряда элитных в бизнес-класс, а прошлый бизнес-класс переквалифицировался в эконом.
Запросы растут
Однако требования клиентов к организованным коттеджным поселкам класса выше эконома растут с каждым днем. Помимо стандартного набора нынешние покупатели хотят видеть возле дома гостевую парковку, круглосуточные магазины (и не только продуктовые), развлекательные центры и спортивные клубы. Но немногие готовы платить за эту роскошь. Мало того, что затраты на создание более-менее качественной инфраструктуры закладываются в цены на жилье внутри поселка, ее еще надо как-то содержать! Так вот содержание ложится на плечи жителей поселка. Если девелопер единовременно тратит от 5 до 60% всех инвестиций в проект на обеспечение будущих жителей всем необходимым, то владельцам жилья, как правило, приходится платить ежемесячно.
Эксперты рынка недвижимости называют разные цифры в попытках посчитать расходы будущих жителей поселка. Содержание инфраструктуры складывается из двух частей: прибыль, которая должна покрывать все расходы и надбавка к эксплуатационным расходам. Размер этой самой надбавки колеблется в пределах 200-300 долларов в месяц для старых поселков с минимальным набором инфраструктуры и достигает 1500-2000 долларов в элитных коттеджных поселках.
Мало того, существует даже единовременная плата за членство, например, в каком-нибудь спортивном клубе при элитном поселке, но эта сумма может варьироваться почти до бесконечности с точки зрения обывателя.
В среднем, бизнес-класс отделывается суммой в 400-600 долларов в месяц, а жители поселков класса «делюкс» – не менее 1000 долларов.
Иногда девелоперы, которые строят поселки рядом друг с другом, объединяют усилия по созданию инфраструктуры. Но чаще всего, инвесторы строительства выбирают места, где поблизости уже расположены крупные курорты, развлекательные центры и гипермаркеты. На данный момент – это самое удачное решение, позволяющее сэкономить на строительстве, обеспечить людей всем необходимым для жизни в тоже время снять с ежемесячных платежей существенные надбавки.