24.07.2007
Бизнес, связанный с недвижимостью, с каждым годом становится все привлекательнее. Основные доходы в этой сфере приносят купля-продажа, а также сдача внаем помещений. Однако не менее интересным является и рынок строительных услуг, где доходность также достаточно высока.
Так, в России средняя прибыль от реализации одного проекта для компании-застройщика составляет 10-15%, тогда как в Европе уже 5% считается хорошим результатом. Поэтому на отечественном рынке строительных услуг присутствуют не только местные игроки, но и зарубежные компании. Работать в России иностранцам тяжелее, чем в Европе, но, по их мнению, высокая прибыль окупает все издержки. Причем считается, что качество работы выше именно у застройщиков, пришедших из-за рубежа; соответственно, их услуги стоят дороже. Однако, по сравнению с отечественными компаниями, сотрудничество с иностранными фирмами имеет и свои недостатки.
Отечественная компания-застройщик хорошо ориентируется в правилах игры на рынке, ей проще работать именно в силу знания российской специфики, тогда как иностранной компании в некоторых аспектах приходится работать практически «вслепую», что не может не сказываться на сроках и качестве работ.
С другой стороны, зарубежный застройщик имеет значительный опыт реализации крупных проектов, а также располагает большими материальными возможностями, позволяющими, например, на более выгодных условиях брать кредиты. Технология работы у иностранных компаний более совершенна, в результате получаются действительно объекты недвижимости, а не «карточные домики», как это часто происходит у отечественных строителей. Интересно, что заняты в работах, то есть непосредственно осуществляют строительство, и в том, и в другом случае таджики, русские, молдаване и т.п. То есть как иностранные, так и отечественные застройщики используют одинаковую рабочую силу.
Почему же между результатами работы возникает такая разница? Первая и основная причина успеха зарубежных компаний — это использование эффективных управленческих технологий. Также ощутимое преимущество дает наличие собственной техники. С другой стороны, отсутствие качественной техники в России усложняет работу как отечественным игрокам (которым приходится либо вкладывать немалые средства в ее приобретение, либо постоянно нести расходы, связанные с ее арендой), так и зарубежным компаниям, которые вынуждены перевозить технику из-за рубежа, что также обходится недешево. Оборудование, которое производится в России, в основном рассчитано на реализацию типовых несложных проектов, именно с этой целью оно и используется.
В связи с этим спрос на услуги зарубежных застройщиков остается стабильно высоким. Однако не все иностранные компании дают такое качество работы, как лидеры в строительной отрасли (Strabag, Enka). В последнее время появились организации, созданные за рубежом, но не реализовавшие там ни одного проекта. Такие компании создаются специально для того, чтобы привлечь потенциального клиента своим иностранным происхождением. Качество работ этих подрядчиков, как правило, невысокое, а расценки сравнимы со стоимостью работ серьезных компаний.
В основном, зарубежные строители пока работают в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы в это время отстраиваются силами местных компаний. Однако такая ситуация, вероятнее всего, продлится недолго, так как объемы строительства на периферии постоянно растут; к тому же, здесь нет такой конкуренции, как в столице.
Тем не менее, в среде российских застройщиков не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Именно конкуренция вынуждает их постепенно улучшать качество работ, при этом оставляя прежние расценки. Крупные организации обзаводятся собственной сложной техникой, улучшают технологии работы, так что в скором времени российские компании смогут работать на уровне, сопоставимом с уровнем иностранцев. В этом случае на долю зарубежных застройщиков останутся только сложные проекты, с которыми отечественные строители научатся справляться еще не скоро.