18.02.2008
Вполне вероятно, что в ближайшем будущем страховые компании переживут настоящий бум спроса на свои услуги, причем связано это не только и не столько с вероятным введением обязательного страхования, сколько с влиянием общих факторов, в числе которых и рост благосостояния населения страны, и повышение спроса на ипотечное и потребительское кредитование.
С кредитами все понятно — любой банк при рассмотрении заявки потребует от потенциального клиента страховой полис. В случае участия в ипотечной программе это требование становится обязательным — квартира до момента погашения кредита фактически принадлежит банку, который должен быть уверен в том, что с вложенными средствами ничего не случится.
Однако рост популярности сегодня отмечается и в других сферах добровольного кредитования. Стоимость недвижимости растет, владельцы квартир стремятся обустроить свое жилье с максимальным комфортом, что отражается на стоимости квадратных метров и размере убытков (если произойдет страховой случай). Обеспечить собственное спокойствие, застраховав движимое и недвижимое имущество, — вполне закономерное стремление.
Страховые компании в настоящее время предлагают множество вариантов страхования, утверждая, что каждый из них имеет множество преимуществ. Однако на самом деле это не всегда так — существует целый ряд довольно распространенных заблуждений, распространяющихся практически на все типы договоров. Так, клиент страховой компании обычно рассчитывает на получение суммы, указанной в договоре в полном объеме при наступлении страхового случая. Однако максимальный размер суммы рассчитан на покрытие максимальных убытков. Например, в случае пожара квартира страдает не полностью — стены, пол и потолок остаются на месте, вероятно, удается спасти хоть какое-то имущество. Значит, и размер убытков погорельцев не максимален.
Точный процент суммы, полагающийся при наступлении конкретного страхового случая, высчитывается всегда индивидуально, после оценки убытков соответствующим экспертом. Получить компенсацию в полном размере можно только в том случае, если от жилья в принципе ничего не осталось — дом (или часть дома, в котором расположена квартира) оказались полностью разрушенными. В иных случаях любая страховая компания будет пытаться снизить размер выплаты до минимального уровня.
Впрочем, клиент также может рассчитывать на скидки со стороны страховщиков. Если он примет какие-либо дополнительные меры для обеспечения безопасности своему жилью, например, установит охранную сигнализацию или датчики дыма в квартире, страховая компания, скорее всего, пойдет ему навстречу и снизит размер страховых взносов.
Еще один подводный камень — перечень страховых случаев и условий, при которых клиенту компании полагается выплата. Многие страховые компании предусматривают ряд ситуаций, в которых клиент лишается права получить полагающуюся ему выплату. В частности, одним из таких условий является терроризм. Если застрахованной недвижимости наносится урон в результате действий террористов, чаще всего на компенсацию рассчитывать не приходится.
Однако, несмотря на все недостатки действующих схем страхования, страховать недвижимость необходимо. При этом особый упор следует делать на страхование ответственности, которое предполагает возмещение убытков, причиненных по вине клиента его соседям. В нынешней ситуации при наступлении страховых случаев владелец квартиры может рассчитывать только на себя и на свой бюджет, которому в подобной ситуации может быть нанесен серьезный урон. Стоит побеспокоиться о его сохранности заранее, не дожидаясь того момента, когда делать что-либо будет уже поздно.