10.06.2010
С наступлением кризиса российские власти все чаще стали заявлять о том, что строительство является одним из локомотивов экономики страны.
В конце прошлого года чиновники предполагали оказывать всестороннюю поддержку застройщикам, одновременно с этим стимулируя спрос на жилье. Планировалось, что в результате этого в выигрыше окажутся и строители, которым будет проще пережить тяжелые времена, и покупатели недвижимости, которые смогут улучшить свои жилищные условия в тот период, когда цены на квадратные метры находятся на предельно низком уровне, и само государство, которое в итоге получит дополнительную поддержку экономики.
Спустя год можно констатировать, что чуда не произошло. Строительные компании в очередной раз убедились в том, что рассчитывать в экстремальной ситуации они могут только на себя. Те, кто реально нуждался в улучшении жилищных условий, либо остались на прежних позициях, либо сумели получить вожделенные квадратные метры самостоятельно. Государство же, анонсировавшее принятие целого ряда мер, направленных на поддержку рынка недвижимости, действительно приняло несколько постановлений, однако нельзя сказать, чтобы это серьезно повлияло на спрос или предложение недвижимости.
Одним из направлений работы кабинета министров должна была стать подготовка мер, которые позволили бы гражданам активно приобретать жилье по снизившимся в кризис ценам. Для этого должны были предоставляться льготы и субсидии. Кроме того, государство планировало стимулировать банки на предоставление ипотечных программ. Предполагалось, что эти меры будут ориентированы на различные категории покупателей.
Сегодня можно констатировать, что цены на жилье за прошедший год действительно снизились, в результате чего недвижимость стала более доступной. Однако это не является заслугой государства — в условиях сокращения спроса снижение цен являлось естественным процессом. К слову, воспользоваться моментом смогли далеко не все из тех, кто реально в этом нуждается. С одной стороны этому мешало массовое сворачивание ипотечных программ (стоимость кредитов резко возросла, а требования к заемщикам ужесточились). С другой стороны, федеральные и муниципальные программы так и не начали работать в полную силу. Их эффект нельзя назвать сколько-нибудь значимым в масштабах рынка.
Работа чиновников с кредитными организациями изначально должна была сделать ипотеку доступной потенциальным покупателям жилья и в кризис. Однако ресурсов хватило только на то, чтобы поддержать уже имеющихся заемщиков, нуждающихся в рефинансировании задолженности либо отсрочке платежа. Увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному кредитованию также не позволило увеличить количество выдаваемых кредитов — единственным эффектом этой меры оказалась возможность замедлить темпы сокращения рынка кредитования. Увеличение размера налогового вычета в два раза, которое также числится в списке антикризисных мер для рынка российской недвижимости, не оказалось эффективным.
Поддержка государством строительных организаций должна была расширить предложение, что дало бы возможность снизить цены на жилье. Однако процесс освоения средств, выделенных на государственные закупки недвижимости, до сих пор идет очень медленно. Другие инструменты стимулирования строительной отрасли в большей степени ориентированы на повышение спроса на недвижимость. Как уже было сказано выше, высокой эффективности они не показали. Нельзя сказать, что поддержка государством рынка недвижимости — это один большой провал, однако и серьезных результатов, которые действительно повлияли бы на текущую ситуацию, пока властям добиться не удалось.