Уровни шума и вибрации являются основными параметрами, определяющими условия обитаемости на судах; снижение их может быть достигнуто при разработке и решении комплекса сложных инженерных задач в процессе проектирования и постройки судна.
За последнее время благодаря конструктивным решениям при выборе архитектурного типа судна, рациональному размещению помещений, применению малошумных систем кондиционирования воздуха наметился прогресс по снижению шума в жилых помещениях. Значительно хуже обстоит дело в машинных отделениях. Проведенные ЦНИИМФом исследования показали, что средние уровни шума в машинных отделениях, как правило, значительно превышают допустимые нормы (95 дБА) и находятся обычно в пределах 95—115 дБА, а в районе главных и вспомогательных двигателей — 105—115 дБА. Поскольку же на большинстве судов имеется необходимость осуществлять работы в машинном отделении на ходовом режиме, т. е. в условиях, которые регламентируются предельным уровнем шума 85 дБА, превышение составляет 20—30 дБА. Это означает, что практически на всех судах в машинных отделениях люди подвержены вредному воздействию шума высокого уровня.
Добиться существенного снижения шума, создаваемого энергетической установкой, известными в настоящее время техническими средствами пока не удается. Поэтому для эксплуатируемых судов, где проблема защиты экипажей от вредного воздействия шума является наиболее острой, разработаны рекомендации, предусматривающие комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности моряков.
Основное требование, выполнение которого должно соблюдаться неукоснительно, — обязательное применение средств индивидуальной защиты органов слуха при нахождении людей в помещениях и зонах с уровнем шума свыше 85 дБА. Другое важнейшее требование — сокращение продолжительности пребывания членов экипажа в помещениях с высокими уровнями шума, чтобы суммарное воздействие шума за 8-часовой рабочий день не превышало 85 дБА.
Это может быть осуществлено путем внедрения рациональных режимов труда и отдыха, совершенствования технологии ремонта и обслуживания машин, автоматизации управления механизмами.
При разработке планов-графиков технического обслуживания механизмов следует стремиться установить такую последовательность работ, при которой механизмы и оборудование, расположенные в зонах интенсивного шума, ремонтируются в периоды стоянок судна в портах, на заводе и т. п. При необходимости проведения на стояночном режиме работ с одним из вспомогательных двигателей при близком расположении других дизель-генераторов следует по возможности не включать их, а обеспечивать питание судна электроэнергией с берега. Если такой возможности не имеется, необходимо отделить людей от работающих дизель-генераторов съемным звукоизолирующим экраном. Такой экран целесообразно применять и в других случаях при проведении работ вблизи источников интенсивного шума, в том числе и на ходу судна.
На всех судах на рабочих постах и в зонах обслуживания энергетической установки уровни шума выше 85 дБА, поэтому для соблюдения санитарных норм, помимо обязательного применения индивидуальной защиты, рекомендуется придерживаться следующих режимов работы в помещениях с уровнями шума: от 86 до 100 дБА — не более 4 ч непрерывно или 8 ч/сут с 10-минутными перерывами в нешумном помещении после каждого 1—1,5 ч работы; 101 — 105 дБА — не более 2 ч за вахту или 4 ч/сут с 10-минутными перерывами после каждого часа работы; 106— 110 дБА — не более 1 ч непрерывно или не более 2 ч/сут. На сегодняшний день рынок позволяет выбрать себе подходящий
принтер этикеток , как по цене так и по качеству и дизайну.